Между двумя этими фотографиями - всего два месяца. Первая сделана на
полигоне: результатом проведенного журналом крэш-теста стала "смерть"
двух манекенов.
Правый снимок - с места аварии на Киевском шоссе: "Газель"
протаранила грузовик. Здесь страшная, уже реальная, цена - девять
человеческих жизней. Следом с участием маршрутки произошло еще несколько
ДТП - и вновь погибшие и раненые...
Велик соблазн воскликнуть: мы ведь вас предупреждали! Но этим ничего
уже не исправишь. Куда важнее разобраться - почему происходят ДТП,
исследовать такое явление, как "Газель"-маршрутка.
ПОЖУРИМ И... ОТПУСТИМ
Во время широко разрекламированной СМИ операции "Газель" мы
отправились проверять маршрутки вместе с сотрудниками ОГИБДД УВД
Юго-Восточного округа Москвы. Возле многих станций московского метро
целые табуны "газелей", и нарушения инспекторы фиксируют буквально при
осмотре каждой. Самое распространенное - отсутствие талонов технического
осмотра. Что еще? Водитель открывает задние двери, и за ними
обнаруживаются дополнительные сиденья. Перекрытым оказался аварийный
выход!
Итог проверки десяти машин: два десятка нарушений, крупных и не
очень, после чего всех водителей... отпускают с миром. "Ничего
удивительного, - комментируют сотрудники ГАИ, - гораздо дешевле оплатить
штраф, чем дважды в год проходить техосмотр. А снять номера мы не
вправе. Можно вынести постановление о наложении штрафа в 50 рублей за
неисправный огнетушитель, а заплатит его водитель или нет - уже на его
совести. За внесение изменений в конструкцию автомобиля ответственность
по КоАПу вовсе не предусмотрена..."
Меняем дислокацию и выбираемся на один из постов ДПС на въезде в
город. При нашем появлении (!) постовые извлекают из ящика запыленную
памятку по проверке пассажирских автобусов и берутся за дело. Они
ежеминутно взмахивают жезлами, останавливая все проезжающие "газели".
Никто из водителей не возмущается, все предъявляют приготовленные
заранее документы - про милицейскую операцию не слышал только глухой. А
вот что касается самих машин...
Краткие итоги операции "Газель" в Москве и области неутешительны.
Всего осмотрено 9795 автомобилей. Талона о прохождении ТО не было у 569
(!) из них, неисправности, с которыми вообще-то ни при каких
обстоятельствах нельзя выпускать автомобили на линии, - на 171
маршрутке, в 64 установлены дополнительные сиденья. А еще зафиксировано
3771 нарушение ПДД водителями. Управляли автобусами без категории "D" -
9 человек, без лицензионной карточки - 23, без путевых листов - 43, без
медицинской проверки перед выходом на линию - 46. 208 водителей
перевозили больше пассажиров, чем предусмотрено конструкцией
транспортного средства (абсолютный рекорд - 25!). Добавим: привлечено к
дисциплинарной ответственности 2813 водителей, 26 представлений
направлено в транспортную инспекцию, у одной из транспортных компаний
отозвана лицензия.
РЕЙД ПОСЛЕ РЕЙДА
Широко освещавшаяся в СМИ операция "Газель" закончилась. Но
изменилось ли что-то для рядового пассажира маршрутки? Количество
проверенных в милицейской акции машин и выявленных нарушений на
расстоянии как-то не действуют. Страшные фото аварий - тоже: нас-то в
тех "газелях" не было...
Были, господа! Мы все ездим в этих маршрутках, просто нам до сих пор
везло немного больше.
Сразу по завершении рейда ГАИ сотрудники "За рулем" отправились в
свой рейд. Нас заинтересовали в первую очередь подмосковные маршруты -
они не столь "на виду", как столичные. Когда микроавтобус везет тебя и
еще 14 человек, метаясь из ряда в ряд по забитой Ярославке, Волгоградке,
Рязанке, ощущения совсем иные, чем при милицейском осмотре "газелей" на
конечной остановке.
А теперь внимание! Из 16 автобусов, в которых проехали наши
корреспонденты, только один (!) оказался заводским. То есть с числом
мест 13+1 (пассажиры+водитель; см. таблицу). У всех остальных в салонах
было от одного до трех лишних кресел, стульчиков, банкеток... Для
смертников, надо полагать. Верх "передельной" наглости - "Соболь" с...
14 местами!!!
ФАКТЫ ПРО "КОНТРАФАКТЫ"
"Маршрутки опасны!" - в последнее время об этом не говорил только
ленивый. ГАЗ отбивается от упреков в свой адрес: виноваты многочисленные
передельщики, которые берут цельнометаллический фургон и городят из него
такси-самоделку без согласования с заводом. И тут звучит слово "контрафакт".
Контрафакция - незаконное использование производителями товарных знаков
других фирм-изготовителей аналогичной продукции с целью недобросовестной
конкуренции. Результаты нашего рейда показали, что большинство
московских и областных маршруток по планировке салона заметно отличаются
от стандартного газовского такси ГАЗ-322132. Причем многие переделки
совсем свежие и выполнены вполне на должном уровне. Похоже, кто-то
всерьез занимается контрафакцией и под видом настоящего ГАЗа продает
липовый?
Долго искать не пришлос: 15-местную маршрутку нам предложили в
нескольких автосалонах. Пожалуйста, берите, это выгодней. А чтобы
развеять сомнения в законности приобретения, по первому требованию
выдали... копию "Одобрения типа транспортного средства", совершенно
официального, со всеми подписями и печатями, на бланке Госстандарта
России. Сей документ на государственном уровне легализует
маршрутки-переделки.
Странный у нас закон. ГАЗ утверждает, что разрешений на переделку никому
не давал. При этом машины переделывают, продают, регистрируют, выпускают
на дороги, они попадают в аварии. А крайний кто? Правильно - ГАЗ! Народ
считает, что все маршрутки выпускает именно он.
КТО ВИНОВАТ?
Взгляните на комментарии завода, ГИБДД, перевозчиков: налицо
классический отечественный вариант, известный под именем "семь нянек".
Водитель "Газели" на среднем столичном маршруте может заработать в день
1000 рублей и больше. А если поставить дополнительно еще несколько
сидений, да и в проходах разрешить пассажирам стоять? А если попробовать
ездить быстрее? Очевидно, порочны сама система сдельной оплаты и
практика приема на работу водителей, среди которых оказывается много
неподготовленных. Да, за рулем маршруток есть и профессионалы, но...
Почему только во время нашего рейда мы были свидетелями следующих
нарушений: разговор по мобильному телефону и одновременно подсчет
выручки (все - на ходу!), поворот под знак "Движение прямо" (ему здесь
подчинялись даже рейсовые ЛиАЗы), перевозка стоящих (!) пассажиров...
Про скорость, разметку и наглый стиль езды не стоит и говорить - кто ж
на это смотрит? Может, сотрудникам ГИБДД стоит переодеться в штатское и
просто поездить по самым "горячим" маршрутам? Острых ощущений будет
предостаточно - гарантируем.
Транспортные инспекции заняты в основном коммерческой деятельностью, в
том числе продажей лицензий, но кто и как их соблюдает, Минтранс,
кажется, не особенно волнует. Маршрутками промышляют уже все кому не
лень. В том числе, если верить эмблеме на борту, - "Мострансавто".
Конечно, проще накупить дешевых "газелей", напихать в них пассажиров,
как селедок, дать водителю план и навар сверху, чтобы у него под
колесами земля горела и он носился по тротуарам... это проще, чем
наладить толковое автобусное сообщение. В результате "газели" летят
вереницей, одна за другой. Вот только что у них впереди? Задний борт
грузовика?
В немалой степени в бедах маршрутных такси виноваты... клиенты. Почему
мы покорно, бочком лезем в салон, где между сиденьями не помещаются ни
ноги, ни руки; где дверь перекрыта креслами; где духота, потому что нет
люка (обязательного на заводских машинах); где боковая дверь ходит в
проеме, грозя распахнуться на ходу; где обивки шатких сидений стали уже
липкими от въевшейся грязи? Из двух сотен наших попутчиков только один
(вернее, одна) спросила билет... Остальным было наплевать, в чей карман
водитель положит его 8, 10, 16 рублей.
...Помилуй бог, мы вовсе не за то, чтобы завтра с дорог исчезли "газели"
с шашечками на борту! Мы просто хотим садиться в маршрутку, будучи
уверенными в своей безопасности. А вы?
Рейд в разгаре, проверим всех.
Такие бумаги должны быть у каждого водителя маршрутного такси.
Здесь пассажир не пройдет! Дверь заблокирована штырем.
Штатная проводка, по словам водителя, не выдерживает температуры.
Выхода нет! Пассажирская "будка" без задних дверей.
Лишние сиденья и хлам блокируют запасной выход.
Целых два огнетушителя - и оба неисправны.
Планировка такси: а - заводского ГАЗ-322132 (13+1 место); б - автобуса
3240-0000015 (15+1 место; маркировка из Одобрения типа транспортного
средства) "производства" одной из московских фирм.
С. Луговой, руководитель пресс-службы ГАЗа:
- Микроавтобус ГАЗ-322132 ("маршрутное такси") сертифицирован и имеет
соответствующее одобрение типа транспортного средства. Такие автобусы
полностью соответствуют правилам ЕЭК ООН по активной и пассивной
безопасности. Причины же многочисленных трагедий - в неправильной
эксплуатации автомобилей и в эксплуатации транспортными предприятиями
переоборудованных автомобилей семейства "Газель" без соответствующего
разрешения завода.
В. Ергаков, начальник автопарка столичной транспортной компании "Трансвэй":
- Действительно, большинство маршруток - переделки. Но не "кустарные"!
Сегодня процветает несколько фирм, специализирующихся на переделке
грузовых "газелей" в автобусы. С точки зрения автопредприятия, покупка
такой машины - дело очень выгодное. Она не только дешевле заводской, но
и более "пассажироемкая". Так, в микроавтобусе фирмы "Ирито" уже 14-15
мест. А если умножить два дополнительных места на месяц работы на
маршруте, получается кругленькая сумма. Все автомобили приобретены в
автосалонах, имеют нормальные документы, без проблем регистрируются
органами ГИБДД и регулярно проходят техосмотр. Кроме того, их состояние
проверяют сотрудники транспортной инспекции. Значит, на них можно
перевозить людей. Какие, извините, вопросы к перевозчику?
В. Кирьянов, начальник Главного управления ГИБДД МВД РФ:
- Наши основные претензии - в адрес перевозчиков, особенно это относится
к небольшим предприятиям и индивидуальным предпринимателям.
...Следует отметить очень низкую дисциплину водителей, которые в погоне
за выручкой систематически превышают скорость, нарушают правила обгона,
перевозят пассажиров сверх числа, установленного техническими
характеристиками автобуса. Часто к работе привлекаются иностранцы
(иногда без регистрации и разрешения на работу), работающие по принципу
"от колеса". Фиксированная сумма выручки должна ежедневно сдаваться
владельцу автобуса, а все что "сверху" - идет уже в карман водителю.
Кстати, злополучной маршруткой на Киевском шоссе управлял гражданин
Армении (с национальным водительским удостоверением), а в салоне было 17
пассажиров...
Конечно, есть вопросы и к конструкции автобусов в целом, не только
"газелей"... Хотелось бы видеть их более безопасными. Наверное, стоит в
этой связи рассмотреть вопрос об обязательном их оборудовании
современными АБС, а также ремнями безопасности.
Все материалы взяты с портала журнала "За рулем".
http://www.hi-foto.narod.ru
|